Искреннее слово Петра Григоренко – 1994, №2 (2)

«Своей приверженностью к правде и справедливости, к жизни по чести и совести Петро Григоренко оказал огромное, облагораживающее влияние на людей, знающих его близко и понаслышке, на своих соотечественников и граждан других стран». 

Владимир и Ирина Войнович

Натолкнувшись в архивных материалах на приведенное в эпиграфе высказывание, я обнаружил, что именно такие мысли приходят в голову, когда думаешь об этом человеке. Производя опись и фотосъемку документов личного и семейного архива Петра Григорьевича Григоренко, я вспоминал недавние разговоры с чиновниками московской мэрии и сотрудниками аппарата президента, уточнявшими для себя: кто же «этот генерал»? Тогда и осознал я, что в подобных вопросах отражается дефицит нашей исторической памяти и нравственного опыта.

Когда читаешь письма и дневники, статьи Петра Григоренко, живо ощущаешь приобщение к Правде, понимаешь, что сила искреннего слова не знает ограничений во времени. Читая документы архива, я обнаружил, что меня почти не интересовали те из них, которые опровергали заключения «психиатров» о «болезни» Петра Григорьевича — настолько неестественно смотрелись они среди наполненных жизнью писем из тюрем-спецпсихбольниц, дневниковых записок, переписки с друзьями и политическими оппонентами. Его слово всегда исполнено простоты, свободы и достоинства. И повторяю, в оставшихся бумагах такой заряд жизненной силы и искренности, что как-то язык не поворачивается называть это собрание документов «архивом».

Обретению важных для нашей отечественной истории и актуальных в сегодняшней политической жизни документов мы целиком обязаны Зинаиде Михайловне Григоренко, верному другу и соратнику Петра Григорьевича. Документы собраны и сохранены усилиями болеющей и столько пережившей женщины. Принимая бесценные свидетельства из рук Зинаиды Михайловны, я испытывал не только чувство благодарности, но и чувство стыда — за всех нас. Ведь до сих пор не восстановлены элементарные гражданские и человеческие права семьи Григоренко. В перестроечной суете оказался забытым естественный для цивилизованного общества долг: не возвращены ученая степень, награды — Петру Григорьевичу, а вдове — пенсия и принадлежавшая на правах собственности их семейная квартира. Последнее обстоятельство, очевидно, выявляет определенное отношение нынешней власти ко всей этой истории и объясняет, почему именно эта наша героическая соотечественница вынуждена коротать свои трудные дни в полном одиночестве в далеком Нью-Йорке.

В помещенной «Независимой газетой» 31 октября 1991 года статье сообщалось о входящей в проект «Возвращение» работе по созданию фильма о генерале П. Г. Григоренко. К сожалению, наработанный творческой группой документальный видеоматериал, включающий и уникальные съемки Петра Григорьевича, вынужденно отлеживается на полках: известные экономические новации съели все собранные для фильма деньги. Надеюсь, что публикация архива, обострив наши гражданские и человеческие чувства, откроет новые источники и возможности завершения начатого дела. Сейчас же около двух тысяч машинописных страниц и более ста фотоснимков архива П. Г. Григоренко, поступившие в Московский центр по правам человека, ждут своих исследоватей и издателей. С частью этих материалов познакомятся читатели «Правозащитника», начинающего их публикацию в следующем номере журнала.

 Александр Гусев, руководитель проекта «Возвращение»

Телефон Московского Центра по правам человека: 206-09-23.


Теги: История, Личности

В начало страницы

Актуальная цитата


Власть теряла и теряет лучших людей общества, наиболее честных, увлеченных, мужественных и талантливых.
«Правозащитник» 1997, 4 (14)
Отвечают ли права и свободы человека действительным потребностям России, ее историческим традициям, или же это очередное подражательство, небезопасное для менталитета русского народа?
«Правозащитник» 1994, 1 (1)
Государства на территории бывшего СССР правовыми будут еще не скоро, и поэтому необходимо большое количество неправительственных правозащитных организаций.
«Правозащитник» 1994, 1 (1)
Люди говорят: «Какие еще права человека, когда есть нечего, вокруг нищета, беспредел и коррупция?»
«Правозащитник» 2001, 1 (27)
На рубеже XX и XXI веков попытки вернуть имя Сталина в официальный пантеон героев России становятся все чаще. Десять лет назад это казалось невероятным.
«Правозащитник» 2003, 1 (35)