Злодеяние, совершенное в Беслане, чудовищно. Подготовить и совершить такое могли только те, кто потерял всякие представления о нравственности и утратил право называться людьми. Они сами встали в ряд с теми, кто уничтожал людей в Хатыни, Лидице и Самашках, кто сжигал жителей Хайбаха. Те же самые или подобные им стоят и за событиями, предшествовавшими захвату школы в Беслане. К виновным в этих преступлениях не может быть снисхождения, они должны понести самое суровое наказание.
Волна террора, прокатившаяся по России, направлена против ни в чем не повинных людей. Мы с ужасом видим, как воплощаются в жизнь наши самые пессимистические прогнозы.
На протяжении последних лет представители правозащитных организаций, многие общественные и политические деятели не раз предупреждали: действия федеральной власти и контролируемых ею сил в Чечне как будто специально направлены на провоцирование террора.
Нежелание делать хоть какие-то шаги в сторону реального, а не декоративного политического урегулирования конфликта вело к усилению позиций экстремистов — людей, не имеющих реальных политических целей, на основе которых возможен компромисс.
Сегодня мы вынуждены повторить то, что заявляли семь месяцев назад после взрыва в вагоне московского метро: бесчеловечные действия федеральных сил в Чечне опасны для каждого жителя России.
На Северном Кавказе сотни тысяч людей многие годы живут в атмосфере смерти, их вытесняют, выбрасывают за грань цивилизованной жизни. Тысячи униженных людей, чьи родные и близкие были убиты или похищены, теперь физически и морально искалечены. Они составляют ту среду, из которой циничные и бессовестные руководители террористических группировок рекрутируют последователей, смертников, исполнителей терактов.
Ответственность за новые сотни жертв лежит и на руководстве Российской Федерации, которое упрямо продолжает, несмотря на ее очевидную неэффективность, политику исключительно силового разрешения конфликта, покрывает или даже поощряет вопиющие военные преступления в Чечне — внесудебные казни, пытки, похищения мирных чеченцев.
Ответственность за новые трагедии должны разделить и политики стран Европы и Америки, готовые закрывать глаза на реальное положение дел на Северном Кавказе. Но еще боле очевидная ответственность лежит на всем российском обществе, оказавшемся неспособным осмыслить происходящее в собственной стране и оказать необходимое воздействие на свою власть.
10 сентября 2004 года