Марина РУПАСОВА
Сибирский тракт: эхо кандальных цепей и замыслы новых проектов. – 2005, №2 (44)

История России неотделима от истории этой самой длинной в мире дороги. На протяжении нескольких веков расширялось пространство Российской империи, включая в себя все новые земли и народы.

Сибирский тракт — это уникальный культурный ландшафт, веками формировавшийся как сочетание национальных культур и отражение жизни государства.

Как никакой другой объект, связанный с российской историей, он иллюстрирует этническое многообразие и общероссийскую идентичность, разнообразие конфессий и их взаимодействие, представляет широкие возможности рассматривать события региональной и этнической истории в контексте общероссийских и мировых цивилизационных процессов.

Сибирский тракт — воплощение понятия «русская дорога». Дорога царей и каторжников, путешественников и поэтов. Эта дорога вместила в себя песни ямщиков и почтовые тройки... шумные ярмарки и этапные тюрьмы... просторы российских полей и суровость лесов. Историческая справка.

Под Сибирским трактом (Московский тракт, Московско-Сибирский тракт) закрепилось название дороги, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до гг. Охотск, Кяхта и Чита на востоке.

Сибирский тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом назначении на протяжении XVI — 1-й пол. XIX вв. В 1817 г. специальным Указом Александра I утверждены новые правила устройства почтовых трактов: ширина дороги 60 м, в том числе проезжей части 20 м. По обе стороны дороги отводилось место для канавы и придорожных аллей. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан «урок» посадить на придорожной полосе по нескольку берез и следить за их выживанием; ответственность за сохранность берез ложилась на общину. Этим же Указом предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы — пункты для дневок и ночевок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. Во 2-й пол. XIX в. тракт разделился на ряд дорог, имевших региональное значение. Активнее всего был задействован отрезок пути между Волгой и Уралом, соединивший Казань с Пермью и близлежащие к тракту города.

Среди «трактовых» областей, краев и республик России особое место занимает Удмуртия, так как на ее территории в селе Дебесы встречаются две его ветки — «московская» и «санкт-петербургская» и далее в Сибирь идет одна дорога.

Дорога эта видела немало курьезов. В 1800 г. через Дебесы в Сибирь промаршировал гвардейский полк, проштрафившийся неисполнением воинского артикула. Разгневанный император Павел I гневно выкрикнул свою ставшую исторической фразу: «Полк! В Сибирь шагом марш!». Солдаты успели промаршировать до Перми, когда их догнал гонец с известием о том, что в столице произошел очередной дворцовый переворот, сумасбродный император убит, а потому приказ отменяется. Тем же парадным шагом полк зашагал обратно.

В 1801 г. на диковинной машине — самокате проехал из Нижнего Тагила в Петербург крепостной Пожвинского завода Ефим Артамонов, изобретатель первого в мире двухколесного велосипеда.

В 1845 г. из Петербурга в Пекин везли подарки императора Николая I: астрономические часы, изразцовые печи весом до 30 пудов, зеркало небывалых размеров, которое несли на руках. На дорогу ушло 25 месяцев.

Но гораздо привычнее были другие картины: идущие этапом арестанты, звон цепей, изможденные лица... По Сибирскому тракту прошли и проехали тысячи арестантов.

В народе тракт имеет несколько названий: «великий кандальный путь», «государева дорога», «Екатерининский тракт».

Эта дорога видела А. Н. Радищева, сосланного в 1790 г. в Сибирь. Судя по его воспоминаниям, 16 ноября 1790 г. он выехал из села Зура в село Дебесы. Здесь переменили лошадей и двинулись дальше.

В июле 1826 г. департамент полиции предписал вятскому губернатору принять надлежащие меры «к безостановочному проезду преступников и заготовлению необходимого количества лошадей», чтобы «преступники во время следования не могли иметь никакой остановки». Для участников восстания на Сенатской площади в Петербурге в 1825 г. были разработаны специальные маршруты и дни следования, пункты остановок и количество лошадей. В общей сложности с июля 1826 г. по февраль 1828 г. через Удмуртию проследовало 52 декабриста, а в дальнейшем — еще двое. Везли их закованными в ножные кандалы по 2—4 человека, в сопровождении жандарма, в отдельной повозке или санях, оборудованных специальным ящиком для арестантов. Декабрист А. Е. Розен вспоминал позднее: «Скакали день и ночь. Ночевать в одежде и кандалах было неспокойно, поэтому дремали по нескольку минут во время перепряжки... Кострома, Макарьев, Котель-нич, Вятка, Глазов, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень - только мелькали на нашем пути... В Глазове (сегодня терр. Удмуртии. - Прим. автора) ночевали, и на несколько минут отомкнули кандалы, чтобы можно было переменить белье».

Через Дебесы дважды проследовал в ссылку А. И. Герцен: сначала в Пермь, а затем — в Вятку.

В апреле 1848 г. «за написание непозволительных книжек» был арестован М. Е. Салтыков. Через шесть дней после суда он отправился на долгих восемь лет в вятскую ссылку, после которой приобрел известность сатирика Салтыкова- Щедрина.

Петрашевцы, Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский... это только известные личности. А сколько было этапов безвестных каторжников... Шли в Сибирь и партии просто уголовников, шли крепостные крестьяне, в чем-то провинившиеся перед помещиком. Только в 1860 г., накануне отмены крепостного права, по Сибирскому тракту было провезено более 18 тысяч осужденных. Столь оживленное движение по кандальному пути заставило правительство специальным указом строить этапные тюрьмы в местах дневок и ночевок арестантов, те самые:  

«Не ригой, не амбарами,
Не кабаком, не мельницей.
Как часто на Руси,
Село кончалось низеньким
Бревенчатым строением
С железными решетками
В окошках небольших».
Н. Некрасов,
«Кому на Руси жить хорошо».

Для сопровождения арестантов от одного этапного пункта к другому создавались конвойные команды — обычно из инвалидов пехотной части: 22 рядовых, 2 унтер-офицера и барабанщик. Дебесский этап был самым большим, так как осуществлял конвоирование на двух ветках Сибирского тракта. В связи с этим к нему были прикреплены 25 конников, а этап назывался конно-этапной тюрьмой. К середине XIX века (очевидно, из-за крестьянских выступлений, связанных с реформой 1861г.) численность воинской команды еще увеличилась и достигла 166 солдат. Инвалидная команда была заменена частями регулярных полков губернских гарнизонов.

Кстати, в Дебесах тогда появилась Солдатская улица: многие отставные солдаты так и оставались здесь жить.

Строительство транссибирской железной магистрали в конце XIX в. поставило точку в истории Сибирского тракта как великого «кандального» пути. Арестантов XX века на каторгу и в ссылку стали отправлять по железной дороге. Этапные тюрьмы, оставшиеся не у дел, частично разрушились, а частично были использованы под здания другого назначения: земские управы, школы, больницы.

Дорога сегодня представляет собой «живой» музей российской истории XVII—XX веков, где экспонатами выступают памятники выдающимся деятелям российской истории, памятники архитектуры, этапные тюрьмы, ямские избы, места языческих культов, русские, татарские, удмуртские деревни с сохранившейся национальной культурой, сельские ярмарки, памятники археологии, великолепие природных ландшафтов глубинной России.

Здесь можно почувствовать экстрим «русской» дороги и проникнуть в тайны русской души и русского характера.

Значимость Сибирского тракта для России — дороги, соединявшей в XIX— XX вв. Санкт-Петербург и Москву с далекими восточными окраинами страны, осознавалась всегда. В последние десятилетия Сибирский тракт, приобретая особый культурно-исторический статус, перестал быть просто дорогой. Усилиями историков, музейных работников, краеведов многих регионов России, через которые проходил тракт, собрано большое количество материалов, рассказывающих о его строительстве, быте крестьян, проживавших в притрактовых деревнях, путешественниках и т. д.

Именно поэтому в республике проводятся наиболее интенсивные работы по изучению Сибирского тракта. Они, в частности, представляют огромный интерес, как опыт, который может быть использован в музейной, туристической, краеведческой и культурно-образовательной практике и в других регионах страны.

Сегодня Сибирский тракт Удмуртии — это не только историко-культурное наследие, но и объект проектной деятельности. Участки Сибирского тракта с сохранившимися «екатерининскими березами», с этапными избами и казармами в населенных пунктах, с храмами, с ментальной составляющей, связанной с именами известнейших исторических лиц, — уникальный историко-культурный ландшафтный комплекс.

Но потенциал комплекса фактически не рассматривается регионами в качестве культурного ресурса социально-экономического развития, в качестве объединяющего начала развития межрегиональных проектов. В результате осознания и анализа этой проблемы родился проект «Сибирский тракт: сквозь границы».

Проект стал победителем ярмарок социальных и культурных проектов ПФО «Тольятти-2002» и «Нижний Новгород-2003» и реализуется при поддержке АНО «Мегапроект».

Проект предусматривает решение проблем двух уровней:

— включение культурного ландшафта Сибирского тракта со всеми его составляющими в сферу социально-экономического развития регионов и их районов: проведение совместных акций и формирование устойчивого сетевого партнерства районных музеев, сельских администраций, подразделений государственной власти, расположенных вдоль «Сибирского тракта» на территории Удмуртии и Кировской области;

— использование уникального историко-культурного потенциала Сибирского тракта в процессе формирования единого пространства регионов, исторически объединенных дорогой в рамках ПФО и России.

Что же было сделано за эти годы?

Состоялись комплексная экспедиция и экспертный выезд по трассе Сибирского тракта, в результате которых составлены карты объектов природного и историко-культурного наследия и участков дороги, собран интереснейший фото- и видеоматериал.

Музеями Удмуртии и Кировской области были организованы передвижные выставки по истории тракта, которые в течение 2003—2004 гг. работали в районных музеях и домах культуры.

Состоялся республиканский молодежный конкурс «Дизайн дороги». Молодые художники и дизайнеры предложили свои проекты фирменного стиля, логотипов, дорожных знаков, памятников, гостиниц, площадок для отдыха и др. Это первый шаг к тому, чтобы дорога обрела свое «лицо» среди трасс России.

Разработаны первые туристические маршруты по Сибирскому тракту. Ведь участки тракта — уникальный историко-культурный    ландшафтный комплекс.

Он может и должен стать основой для   туристических   образовательных и просветительских программ. А ведь если сюда поедут туристы, у жителей района появятся новые рабочие места. Первый опыт туристического лета уже накоплен в Игринском районе, у музейщиков Яра. В Дебесах с 1998 г. работает конный маршрут по Сибирскому тракту.

Сегодня очевидно, что необходима разработка комплексной республиканской программы развития Сибирского тракта. Программа стала бы своеобразным руководством к действиям, необходимым для перевода красивых идей на уровень управленческих решений. Появится ли такая программа в ближайшее время в Удмуртии — вопрос не только времени, но и заинтересованности всех структур, имеющих отношение к этой проблеме. Станет ли эта дорога ресурсом развития нашего (и не только нашего) региона — вопрос, на который пытаются ответить участники проекта «Сибирский тракт: сквозь границы».

Но главное — осознание значимости этого наследия и реальной возможности работы с ним — уже есть. 


Теги: История

В начало страницы

Актуальная цитата


Власть теряла и теряет лучших людей общества, наиболее честных, увлеченных, мужественных и талантливых.
«Правозащитник» 1997, 4 (14)
Отвечают ли права и свободы человека действительным потребностям России, ее историческим традициям, или же это очередное подражательство, небезопасное для менталитета русского народа?
«Правозащитник» 1994, 1 (1)
Государства на территории бывшего СССР правовыми будут еще не скоро, и поэтому необходимо большое количество неправительственных правозащитных организаций.
«Правозащитник» 1994, 1 (1)
Люди говорят: «Какие еще права человека, когда есть нечего, вокруг нищета, беспредел и коррупция?»
«Правозащитник» 2001, 1 (27)
На рубеже XX и XXI веков попытки вернуть имя Сталина в официальный пантеон героев России становятся все чаще. Десять лет назад это казалось невероятным.
«Правозащитник» 2003, 1 (35)