Через 17 часов после захвата семисот заложников в Театральном центре Президент России заявил, что этот террористический акт планировался за рубежом. Вполне возможно, что он прав. Любой террористический акт подготавливается не в подворотне захватываемого здания, тем более такой масштабный. Однако корни его, бесспорно, внутренние, российские. Это почти десятилетие войны, это беспредел российской армии, ее разложение, мародерство, грабежи, бесчисленные зачистки, исчезновения людей, пытки, бессудные расстрелы мирных людей, тайные массовые захоронения, обнаруживаемые почти во всех районах Чечни.
Это давно понятная всем непредвзятым наблюдателям истина, что военным, силовым путем чеченский узел не может быть разрешен. Единственное требование террористов — прекращение войны и мирные переговоры с президентом Чечни Асланом Масхадовым. Но согласно опросам, и большинство населения России считает, что нужны мирные переговоры. Это странное совпадение в стремлении россиян и террористов дает большие возможности Президенту России вывести страну из состояния кровопролитной войны и спасти жизнь всем заложникам. Трудно и, возможно, неправомерно давать рекомендации в ситуации на грани трагедии. Но я ожидаю от президента моей страны, что у него хватит воли и интеллектуальной смелости отказаться от стереотипа, что с террористами никогда нельзя договариваться, что нельзя выполнять их требования. Кстати, в новую эру — эру терроризма — об изменении старых принципов борьбы с терроризмом придется задуматься и специалистам, как теоретикам, так и практикам.
Я ожидаю, что Путин сделает нетривиальный шаг и, обратившись к стране скажет, что он берет ответственность на себя за жизнь заложников и немедленно начинает переговоры с президентом Чечни. Одновременно он, как главнокомандующий, отдаст распоряжение подготовить вывод отдельных войсковых частей из Чечни. Я ожидаю что у него хватит воли преодолеть сопротивление военно-силовой элиты и мафиозно-коррумпированной части своего окружения. Делать это надо быстро, потому что ситуация с заложниками не ждет и любая проволочка может привести к гибели людей. Сейчас решается их судьба, но и судьба самого Путина — стать ли ему реальным президентом или рейтинговой, но исторически пустой фигурой.
Елена САННИКОВА. Горький привкус лжи – 2003, №1 (35)
Андрей СУСЛОВ. Есть ли у общества шанс узнать правду? – 2003, №1 (35)
Сергей КОВАЛЕВ. Жизнь не была главним приоритетом – 2003, №1 (35)
Михаил МОЛОСТВОВ. Заложники имперских амбиций – 2003, №1 (35)
Заявление «Международной амнистии» – 2003, №1 (35)
Заявление правозащитников, общественных активистов и журналистов – 2003, №1 (35)